Запись — перевод статьи Майкла Хаятта. Оригинал статьи можно найти по ссылке. Сейчас я читаю книгу «Платформа. Как стать заметным в Интернете. Пошаговое руководство для всех, кому есть что сказать или что продать» этого автора. При чтении я понял, что у Майкла есть раскрученный блог с несколькими сотнями тысяч читателей. Решил сделать свой первый перевод одной из записи его блога.
Почему критика может быть хуже яда?
Когда я думаю о ключевом качестве лидеров, то решительность обычно находится на первом месте. Возможность быстро сориентироваться в ситуации и начать действовать необходима для настоящего лидера.
Но иногда мы можем сильно спешить. И особенно это касается критики.
Ежедневно в Америке умирает от 500 до 1000 людей из-за медицинской ошибки. Если неправильно рассчитать дозу лекарства, то оно может превратиться в яд.
Это относится и к критике.
Избегаем плохой диагноз
Для бизнеса и жизни очень необходимо понимание, что пошло не так в некоторых ситуациях. Нужно уметь оценивать мысли и действия людей, которые задействованы в этой ситуации. Если мы будем спешить с выводами, то мы можем неправильно все оценить и причинить вред людям. Я и сам так делал. Критиковали и меня.
Я получил волну негодования из-за высокой цены на мою новую программу обучения. Некоторые говорили, что программа не эксклюзивна. Другие обвиняли меня, что я жадный. Были даже те, кому не понравилось изображение мужчины на рекламе, и они обвинили меня в расовой и гендерной дискриминации.
Все лидеры встречаются с критикой. Некоторая критика полезна, а другая нет. Полезность зависит от контекста ситуации и от объема критики. И тут есть проблема: чем быстрее мы будем выливать критику, тем больше шансов, что она будет деструктивна. Такая критика может повредить обеим сторонам.
Есть 3 причины, почему нам следует быть медленными в вопросах критики:
1) У нас нет полного видения всей ситуации.
Как часто мы критикуем перед изучением всех фактов? Я встречаю это постоянно. Что-то нас чуть-чуть заденет и мы тут же бежим критиковать. Новости, комментарии, социальные сети только ускоряют вашу реакцию и вы уже не бежите, а несетесь критиковать.
Но есть ли у нас полный набор факторов о задевшей нас ситуации? Знаем ли мы мотивацию людей, так разозливших нас?
Как можно делать выводы без тщательного и объективного анализа? Это контрпродуктивно и даже вредно. Прежде чем начать критиковать нам следует признать, что у нас есть только малая часть фактов касательно этой ситуации. Если обстоятельства все же вынуждают вас к быстрой реакции и ваша реакция может кого-то обидеть, то будьте готовы поменять свою точку зрения после ознакомления с другими сторонами проблемы. Мы должны быть терпимыми и готовы изменить точку зрения, если факты потом будут на стороне оппонента.
2) Мы часто проецируем наши проблемы.
У всех нас есть “любимые мозоли”, шкаф и маленькая тележка со сделанными ошибками, непонимание на работе. Парадокс, но в людях мы замечаем те же ошибки, что сделали и может быть даже продолжаем делать сами.
Как сказал C.S. Lewis о гордости: “Чем больше мы гордимся собой, тем больше мы ненавидим гордыню в других людях”. И это касается не только гордыни. Такое поведение типично для любой проблемы.
В связи с недостатком фактов мы склонны брать факты из нашего опыта ошибок. Происходит проецирование нашего опыта на чужой. Это происходит бессознательно. Это свойство мозга додумывать ситуацию исходя из истории аналогий. Додумали мы в голове, а обидели человека в реальности.
3) Мы обычно сожалеем об этом позже.
Третий пункт вытекает из второго. Если человек нам объяснит истинную причину своего поведения, то мы поймем всю абсурдность своего додумывания. И начнем сожалеть о сказанном.
Теперь отношения с этим человеком нужно будет восстанавливать, хотя можно было бы просто не спешить с выводами. К счастью есть простой способ для восстановления отношений. Извинения. Но согласитесь, зачем к нему прибегать, если можно избежать самой ситуации додумывания и высказывания нелепой критики.
В социальных сетях тоже важно правильно подходить к вопросам критики. Возможно, вы не обидите человека, но нанесете ущерб по его репутации, хотя и будете не правы. Да и можно нанести ущерб своей репутации, если время покажет, что вы поспешили с критикой.
Соломон сказал “Жизнь и смерть во власти языка”. Нам нужно быть внимательными к своим словам.
Конец.
Это мой первый перевод, и мне было достаточно тяжело дословно перевести автора. Где-то я явно отходил от перевода в «слово в слово» и добавил несколько раз свои предложения.
По поводу самой сути статьи: думаю ее надо прочитать всем, кто привык ужасно себя вести в соцсетях, бросаясь словами на ветер. Сегодня я вижу волну, океан негатива в соцсетях. Люди не думают, что словами они почти убивают других людей. Пожалуйста, подумайте и прочитайте ещё раз эту статью в следующий раз, прежде чем написать очередную порцию го ужаса в комментариях или у себя на стене/хронике.
И конечно, это касается не только соцсетей, но и нашей обычной жизни. Самый простой рецепт, даже не в три шага, а в один: учитесь всегда ставить себя на место другого человека. Не просто ставить себя со своим внутренним миром, а полностью оказываться в шкуре человека со всеми внешними факторами и внутренним состоянием. Это очень сложно. Это высший пилотаж.
Сейте добро, перестаньте лить грязь. Критика полезна тогда, когда она конструктивна. С помощью вашей критики человек должен пойти вверх, а не утонуть в грязи.
А вы любите покритиковать? Умеете делать это правильно?
Спасибо за чтение статьи!